На главнуюНаписать письмоКарта сайта

История ЗМЗ в лицах и фактах

История ЗМЗ в лицах и фактах

ДЕСЯТИЛЕТИЕ СТАНОВЛЕНИЯ

14.02.2008

1958 - 1968г.г.

 

 

 

Дорогие друзья -

моторостроители, ветераны,

коллеги, партнеры!

Совсем скоро, 17 апреля 2008 года, Заволжскому моторному заводу исполнится 50 лет.

По всем канонам эта цифра знаменует собой первый настоящий юбилей и применительно к возрасту человека, и применительно к жизнедеятельности любой организации. Юбилей, за которым богатая история, сотканная из событий и лиц, знаменательных дат и обычных рабочих дней, неудач и достижений. История, вместившая в себя годы прошлого века – периоды социалистической и постперестроечной экономики, время ударных пятилеток, стабильности и перехода на рыночные условия и годы века нынешнего – время новых подходов в работе, прорывных решений, конкуренции и синергии. Это был долгий, непростой, но интересный и результативный путь. Все полвека многотысячный коллектив заволжских моторостроителей с честью держал высокую планку крупнейшего, современного и развивающегося предприятия. И подтверждение тому эта летопись трудовых свершений. Они, свершения, были разные, но всегда совпадающие в одном и самом главном -это было движение вперед к более совершенному и прогрессивному.

Пятьдесят – пять десятилеток, и каждая наполнена своим особым смысловым содержанием : «десятилетие становления», «десятилетие свершений», «десятилетие стабильности», «десятилетие обновления» и «десятилетие достижений».

Известное крылатое изречение гласит: «40 лет – это зрелость молодости, а 50 лет -это молодость зрелости». Я считаю, для Заволжского моторного завода 50 лет- это новый поворот на пути, где традиции, созданные нашими ветеранами, найдут достойное продолжение, а поколение молодых моторостроителей преумножит заводскую историю своими успехами.

С уважением, исполнительный директор ОАО «ЗМЗ» К.Д.Рухани.

 

Март 1956 г.

Принято Постановление Совета Министров СССР №391 о строительстве в рабочем поселке Заволжье производственного корпуса Горьковского автомобильного завода по выпуску велосипедов и создания комиссии по выбору строительной площадки.

 

Июль 1956 г.

Постановлением Совета Министров СССР № 920 и приказом министра автомобильной промышленности СССР №141 строящийся в рабочем поселке Заволжье велосипедный корпус ГАЗ перепрофилирован в завод-филиал ГАЗа по производству автозапчастей и алюминиевого литья для Горьковского и Московского автозаводов.

 

17 апреля 1958 г.

Постановлением Совета Министров СССР №442 строящийся в рабочем поселке Заволжье завод автозапчастей и алюминиевого литья преобразован в завод по производству двигателей для комплектации автомобилей, выпускаемых Горьковским, Ульяновским и частично Московским автомобильными заводами с присвоением ему наименования «Заволжский моторный завод».

 

«После принятия решения о преобразовании завода автозапчастей в завод автомобильных моторов работы на строительстве предприятия во много раз усложнились. Необходимо было дополнительно намыть территорию в сторону лесозавода, пристроить два пролета, в которых разместилось бы литейное производство».

(Из воспоминаний Б. Вайнгерта, начальника участка строительства завода, лауреата премии Совета Министров СССР)

 

Декабрь 1956 г.

3.5KbПриказом по Горьковскому автозаводу директором Заволжского филиала автозапчастей и алюминиевого литья назначен А.П.Троицкий.

Родился Алексей Петрович 17 декабря 1903 года в Липецкой области. В 1923 году по комсомольской путевке поступил в Московский строительный институт. В 1931 г. пришел на строящийся Горьковский автозавод и там прошел путь начальника участки до начальника производства, заместителя директора по строительству.

С декабря 1956 года по 1964 г. - до ухода на заслуженный отдых – А.П.Троицкий был директором Заволжского моторного завода.

За свой безупречный труд и заслуги перед Родиной он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

 

«Анатолия Петровича я знал давно, еще по работе на Горьковском автозаводе, где он тогда занимал ряд руководящих должностей. И везде он пользовался большим уважением и авторитетом. Не случайно, когда в 1956 году было принято решение о строительстве завода в Заволжье, директором его был назначен А.П.Троицкий».

(Из воспоминаний В.М.Вольнова, бывшего зам. генерального директора Заволжского моторного завода)

«Вместе с ним мне приходилось ездить в совнархоз к председателю его Г.А.Веденяпину, там директор отчитывался о работе и в то же время предъявлял справедливые требования по оказанию помощи. Иной раз дело доходило до горячих споров, но он всегда убеждал, и помощь оказывалась».

(Из воспоминаний М.И.Кильдишева, бывшего главного механика завода)

 

«Как директор, он был по человечески прост и доступен для каждого рабочего… И на пенсии никогда о заводе не забывал, постоянно следил за развитием и результатами производственной деятельности предприятия и жизнью города».

(Из воспоминаний А.В.Попова, бывшего зам. генерального директора ЗМЗ)

5.2KbВетераны вспоминают.

 

Ноябрь 1958 г.

В литейном цехе №1 произведена первая плавка металла.


 

Январь 1959 г.

Литейный цех №1 приступил к промышленному выпуску отливок деталей двигателя ГАЗ-21. Изготовлено 100 комплектов литья картера сцепления, крышки распределительных шестерен и головки блока цилиндров.

 

«Не только мне, но и всем, работавшим в те дни на заводе, запомнилось 6 ноября 1958 года. В тот день мы дали первую плавку. Сколько волнений, бессонных ночей пришлось пережить нам, чтобы дать ее. И вот, когда под аплодисменты присутствующих мы передавали первый слиток металла в руки директора завода А.П.Троицкого и секретаря парткома А.В.Соколова, я был по-настоящему счастлив. В этом блестящем как серебро куске металла сконцентрировались как бы усилия всего коллектива».

(Из воспоминаний Г.И.Рассадина, ветерана-литейщика)

 

«К моменту моего прихода на завод еще продолжались монтаж и наладка оборудования и одновременно в литейном корпусе готовились к выпуску продукции: с января 1959 года дали первые 100 комплектов блоков цилиндров, головки блока и картера для двигателя ЗМЗ-21. В работе тогда были энтузиазм, со временем никто не считался, работали дружно, азартно, самоотверженно».

(Из воспоминаний Я.И.Романова, бывшего зам. главного металлурга Заволжского моторного завода)

6.9KbОтлита первая деталь. 6 января 1961г.

 

Сентябрь 1959 г.

Выпущен первый номер заводской многотиражной газеты «Мотор».

 

Строки из первой газеты «Мотор»

Нельзя так относиться к оборудованию

Закончился обычный субботний день. Рабочие моторного цеха старательно обтирали станки, производили уборку своего рабочего места. И лишь станок, на котором работал Фокин, никто не убирал. Сам рабочий, покинув за полтора часа раньше свое рабочее место, не выбрал время для уборки. У него была одна цель – быстрее домой. А вот о том, что из-за халатного отношения к станку он может вывести его из строя, об этом Фокин не подумал.

А следовало бы.

К.Звездин

 

 

Хороший производственник

Всего лишь несколько месяцев как пришел в моторный цех завода Николай Герасимов. Однако, несмотря на это, уже успел зарекомендовать себя как хороший производственник. Он ежедневно перевыполняет установленные нормы выработки. Выпускаемая им продукция отличается хорошим качеством.

Бережно относится Герасимов и к оборудованию. Оно всегда находится у него в надлежащем виде.

К.Иванов

 

Лучше готовиться к зиме

В УЖКХ состоялось открытое партийное собрание. На нем был обсужден вопрос о ходе подготовки поселков и хозяйств к зиме. Обсуждение данного вопроса вызвало большой интерес у собравшихся. В прениях по докладу высказалось 9 человек.

Собрание вскрыло ряд недостатков в ходе подготовки к зиме и указало на пути их устранения.

А.Чернов, секретарь партбюро УЖКХ

 

 

Ноябрь 1959 г.

Собран первый двигатель ЗМЗ–21 к автомобилю ГАЗ-21 «Волга».

 

 

Февраль 1960 г.

Моторный цех №1 приступил к изготовлению двигателей для автомобиля ГАЗ-21

«Волга», производство которых передано с Горьковского автозавода.

 

 

Июнь 1963 г.

В моторном цехе №2 начато производство восьмицилиндровых двигателей ГАЗ-13.

 

 

Июль 1967 г.

Сборка первого двигателя ЗМЗ-24.

6.4KbСобран первый восьмицилиндровый двигатель. 1963г.

 

6.5KbСобран первый двигатель ЗМЗ -24. 1967г.

 

«Он был собран 4 ноября 1959 года. Фотография, хранящаяся в музее трудовой славы МСЦ-1, запечатлела этот момент. Его собирают сборщики Мамонов и Пьянухин, рядом с ними технологи Лосик и Клопенков.

И радость, и волнение были написаны на лицах заводских рабочих на демонстрации в честь 42-ой годовщины Великого Октября, когда они прошли в праздничных колоннах и показали свой первый двигатель.

…А потом был миллионный двигатель ЗМЗ-21, выпущенный на заводе, за право, собирать который боролись Ф.С.Пьянухин и М.И.Волкович».

(Из воспоминаний М.Грешихина, работавшего ст. мастером ШИХ моторного цеха №2)

 

 

Декабрь 1960 г.

Принято постановление Горьковского Совнархоза №245 о выделении с 1 января 1961 года Заволжского моторного завода из состава Горьковского автомобильного завода.

 

«Вспоминая первые месяцы работы завода, мне хотелось бы рассказать о дополнительных сложностях при его вводе в действие. До 1 января 1961 года мы были филиалом ГАЗа, который помогал нам безотказно во всем, а постановлением Совнархоза Горьковского экономического административного района было принято решение о выделении ЗМЗ с 1 января 1961 года в самостоятельное предприятие.

Заявки на материальнотехническое обеспечение, их защита и получение фондов с непосредственной реализацией, прямой выход на поставщиков, взаимосвязь и прямые расчеты – обо всем этом просто говорить, а делать, конечно, труднее. Пришлось размещать заказы и заявки на оборудование, приспособления и разнообразный инструментарий. Масштабы производства возрастали с каждым днем и требовали от каждого работника завода повышенной ответственности и дисциплины, особенно от комплектующего аппарата и производственных кадров».

(Из воспоминаний В.С.Куканова, бывшего заместителя директора ЗМЗ по общим вопросам)

2KbЗавод строится.

 

1962 г.

Открыт пионерский лагерь «Сокол».

 

6.7KbВ пионерском лагере "Сокол". 1962г.

 

«В июне 1962 года в «Сокол» приехали всего 4 отряда «соколят» - по 30 человек в каждом. «Соколом» решили назвать лагерь в целях воспитания у ребят патриотических чувств и по ассоциации с кружащимися чайками. «Сокол» -название гордое!

С погодой первым двум сменам не повезло – через день шли дожди. Поэтому только ребята старшего отряда поселились в палатках. Два средних отряда расположились в жилых комнатах административного здания, а для самых младших пришлось отгородить половину столового зала.

Проблем хватало. За продуктами ездили в Городец на молокозавод, рынок и базу, воду в бачке привозил водовоз из ближайшего лесничества, готовили обед на электрической плите. А ведь все до одного были в «Соколе» новичками».

(Из воспоминаний Г.Г.Кукушкина, первого начальника пионерского лагеря «Сокол»)

 

«Жили дружно, весело, проводили много спортивных игр, эстафет, соревнований. Не унывали первые «соколята» даже тогда, когда случались непредвиденные трудности. Часто навещали нас там директор завода А.П.Троицкий, работники профкома и комсомольцы. От пребывания в лагере в том году остались только добрые воспоминания».

(Из воспоминаний М.Ф.Козьминых, первого воспитателя пионерского лагеря “Сокол”)

 

5Kb

«Когда мне было 11 лет, я приехал в «Сокол» с первым заездом детей… В то время в лагере все было иначе. Была другая дисциплина, проводились другие мероприятия – мы жили по пионерским правилам и законам. Киноплощадка располагалась прямо на улице, и мы с удовольствием вечерами смотрели фильмы или присутствовали на концертах, защищаясь от комаров одеялами и простынями. Было весело. Два баяниста ходили с баянами по отрядам, собирали нас вечерами у костра петь песни. Много играли в футбол, пионербол. А какие у нас проводились походы с ночевкой, с рюкзаками продуктов и одеял!»

(Из воспоминаний Н.Г.Уставщикова, одного из первых отдыхающих в пионерском лагере «Сокол»)

 

 

Октябрь 1964 г.

Впервые в стране, а в отношении восьмицилиндровых двигателей – впервые в мире, внедрено литье под высоким давлением восьми- и четырехцилиндровых блоков автомобильных двигателей.

 

«Считаю очень важным и необходимым остановиться на внедрении в производство на нашем заводе литья блоков из алюминиевого сплава: сначала 4-х, а потом 8-цилиндровых, так как эта труднейшая задача была решена впервые в мировой практике именно на нашем заводе.

Дело в том, что конструкцию обоих блоков с точки зрения заливки нельзя признать технологичной, так как в отливках того и другого блока, наряду с 5-миллиметровыми стенками, имеются стенки толщиной до 40 мм. Такая разностенность создавала «тепловые узлы», в которых при кристаллизации образовывались усадочные раковины, дающие течь впоследствии, при гидроиспытаниях.

Перед нами была поставлена задача: посредством уменьшения разностенности отливок избавиться от усадочных раковин. При этом снижение разностенности отливок не должно вызывать уменьшения прочности блока, а также ухудшать другие физико-механические характеристики. И эта задача была успешно решена».

(Из воспоминаний Б.П. Хренова, бывшего гл.металлурга ЗМЗ)

 

5.9KbПервые блоки 8-цилиндровых двигателей, выданные машиной литья под давлением. 1964г.

 

Основные участники:

Б.П.Хренов

А.П.Соколов

И.И.Прохоров

А.Т.Сотникова

Л.А.Табанов

А.В.Попов

В.В.Романов

И.Е.Груздев

Л.А.Бубнов

В.М.Нефедов

 

 

Июль 1966 г.

Создан заводской санаторий-профилакторий.

 

«Совместным решением дирекции завода и завкома на нашем предприятии организуется ночной профилакторий. Он будет расположен в двух домах по ул. Чайковского.

Организация профилактория – дело исключительно важное. Являясь конкретным проявлением заботы о материальном благосостоянии работающих завода и поддержании их здоровья, профилакторий будет постепенно расширяться».

В.С.Куканов (Из газеты «Мотор» от 17.06.1966 г.)

 

«Подготовку к строительству профилактория мы начали в 1965 году. О корпусе, который сейчас имеем, тогда и речи не было. Договорились с директором завода А.И.Шилиным о выделении двух коттеджей на 25 мест, а ВЦСПС разрешал такое с 50 мест. В общем, начались наши «хождения» в Москву, выдача гарантий… И все-таки решили вопрос, построили профилакторий»

(Из воспоминаний А.И.Шитова, бывшего председателя завкома профсоюзной организации ЗМЗ)

 

7.1KbПервая группа отдыхающих и сотрудники заводского санатория.

 

«Вот уже неделю функционирует новое лечебное учреждение завода – ночной профилакторий. Под него отведено два благоустроенных коттеджа, расположенных на тихой и зеленой окраине Заволжья.

Здесь отдыхает и поправляет свое здоровье без отрыва от производства первая партия

рабочих и служащих завода. Они пробудут в профилактории 24 дня. На отдых и на работу их доставляет автобус.

К услугам отдыхающих три лечебных кабинета – процедурный, физиотерапевтический и электрокабинет. Можно принять душ и хвойные ванны. За здоровьем людей следят врач и шесть медсестер.

Для отдыхающих введено четырехразовое питание, всегда есть свежие овощи и фрукты. Есть чем и развлечься: шахматы, шашки, домино, бадминтон, волейбол, телевизор – кому что по душе… Скоро в гости к отдыхающим приедет концертная бригада Дома Культуры».

(Из газеты «Мотор» от 22.07.1966 г.)

 

 

Август 1966 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического труда Перегудову Григорию Леонтьевичу, мастеру моторного цеха №1.

4.3KbГ.Л.Перегудов

 

Григорий Леонтьевич Перегудов родился в семье крестьянина в Воронежской губернии в 1913 г.

С 1930 по 1935 г.г. работал в колхозе и закончил семь классов школы колхозной молодежи. Служил в армии, сражался на фронтах Великой Отечественной войны, дважды был ранен.

После войны трудился на Горьковском автозаводе станочником, сменным мастером.

В 1960 году семья Перегудовых переехала в Заволжье, и он стал работать на Заволжском моторном заводе сменным мастером на участке гильз и вставки. Восемнадцать трудовых лет были отданы нашему предприятию. Его умение работать с людьми, стремление организовать производственные процессы с наибольшей эффективностью, личный труд были удостоены самой высокой награды – в 1966 году Григорий Леонтьевич был удостоен звания Героя Социалистического труда.

Награжден он также орденами и медалями за боевую и трудовую доблесть. Был депутатом областного Совета, парторгом, профгруппоргом на ЗМЗ.

 

5.6KbИдут моторостроители. Октябрь 1967г.

 

РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК

 

Сегодня славлю я стихом своим

Того, кто делает турбины и машины,

И преклоняюсь нынче перед ним

За покоренные его трудом вершины.

Рабочий человек - создатель благ земных,

О, как ты дорог мне в своем простом наряде!

По-своему красив ты в буднях трудовых,

Ты – главное, что есть в моем народе!

А.Федотов, электрик

(Опубликовано в газете «Мотор» от 23.09.1966 г.)

 

 

Десятилетие становления

1958 год. Строительство завода шло полным ходом: к девяти пролетам первого корпуса велась достройка трех высоких пролетов, еще не закончился монтаж оборудования. В декабре вернулась на завод первая группа рабочих и инженерно-технических работников литейного цеха, обучавшихся на Балашихинском литейно-механическом заводе.

В 1959 году коллектив нашего завода освоил производство литья, перенес основную часть двигателей с Горьковского автомобильного завода, резко увеличил выпуск деталей. Пущен в эксплуатацию главный корпус. Число кадров значительно возросло и не только за счет старых производственников, но и за счет молодежи, получившей специальность впервые. 1959 год для нас знаменателен еще и тем, что моторостроители начали выпускать триметаллическую ленту, осваивали выпуск биметаллической ленты и начали строить новый корпус.

В 1960 году на заводе освоено массовое производство цветного литья, налажен выпуск поршней, перебазировано с Горьковского автозавода и налажено производство двигателя для «Волги», рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода вступили в соревнование за право называться коллективом коммунистического труда.

В 1961 году коллектив завода освоил и осуществил массовый выпуск стационарных двигателей, триметаллических вкладышей, новую номенклатуру алюминиевого литья для Горьковского автозавода, Тамбовского, Ростовского сельскохозяйственного, Московского, Владимирского и других заводов.

Замечательным событием в жизни коллектива в 1962 году явилось вступление в строй второго заводского корпуса, где разместились инструментальный, модельно-кокильный, ремонтномеханический и другие цехи. Многое сделано по внедрению новой техники. Вступила в строй машина литья под давлением по отливке блока. Отлажены машина по производству сталебаббитовых вкладышей, линия по производству поршней, считавшиеся гордостью предприятия и страны.

В 1963 коллектив завода провел большую подготовку производства восьмицилиндровых двигателей. Перевыполнен план по выпуску четырехцилиндровых двигателей. На заводе организовано производство биметаллических и триметаллических вкладышей, автоматных деталей, в стадии

организации - производство прессовых деталей. Строились третий корпус, котельная станция и цех вкладышей. Проводились работы организационного и технического характера по улучшению качества выпускаемых двигателей.

До 1964 года на заводе выпускались в основном четырехцилиндровые двигатели и алюминиевые отливки в кокиль, технология и принцип организации производства которых создавались и осваивались на Горьковском автозаводе. А в 1964 году коллектив моторного завода начал осваивать промышленный выпуск новых восьмицилиндровых двигателей, сложных алюминиевых отливок методом литья под давлением и сталеалюминевых вкладышей.

Много энергии, труда и инициативы вложил в 1965 году коллектив моторостроителей в дело дальнейшего развития темпов выпуска автомобильных двигателей. Темпы производства восьмицилиндровых двигателей, алюминиевых отливок для них и вкладышей выросли более чем в два раза, по сравнению с 1964 г. Значительно был увеличен темп работы и по выпуску четырехцилиндровых двигателей, особенно в экспортном исполнении. В корпусе №3 было подготовлено для монтажа более 25 тыс. кв. метров площадей, на которых проводился монтаж сложных автоматических линий и специальных станков.

Не было месяца в 1966 году, чтобы мы не выполнили производственное задание. А в конце года моторостроители одержали большую трудовую победу – государственный план выполнили досрочно, 15 декабря.

Для нас 1967 год был годом освоения новейшей техники, автоматизации технологических процессов и наращивания производственных мощностей. Этот год стал годом дальнейшего улучшения жилищных и культурно-бытовых условий рабочих и служащих завода. Сотни семей моторостроителей получили благоустроенные квартиры. В Заволжье открылись широкоформатный кинотеатр, комбинат бытового обслуживания, магазин, проведены большие работы по благоустройству города.

(По страницам газеты «Мотор» 1959-1967 г.г.)

« назад


http://www.52zmz.ru/

http://www.sollers-auto.com/

УАЗ


ПАО «Заволжский моторный завод»,
606522, г. Заволжье,
Нижегородской области,
Телефон: (83161) 66270
Тел. для справок:
(83161) 66209
Факс: (83161) 37242
e-mail: zmz@zmz.ru

О нас | Продукция | Сотрудничество | Услуги | Потребителю | Оптовые закупки | Новости | Акционерам | Сервис и гарантия | Контакты | Поставщикам | Неликвиды | Лом черных и цветных металлов | Фотогалерея | Запасные части для автомобилей с двигателем ЗМЗ | Жалобы и предложения | Помним и храним
http://www.sollers-auto.com/   УАЗ Яндекс.Метрика